Ямало-Ненецкий автономный округ,
Ямальский район, с.Яр-Сале, ул. Федорова
e-mail.ru: vihnya@mail.ru

8 (908) 861-15-63

ОТКРЫТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ТУНДРОВОЙ МЕСТНОСТИ

Создание малых форм хозяйствования в Ямальском районе. 
Что выгодно община или ООО, ЗАО, ИП?
(Паскару Ольга А. с.
Объединение оленеводов-частников в малые формы хозяйствования в Ярсалинской тундре является перспективным мероприятием, которое позволит решить многие задачи в районе:
- обеспечение трудовой занятости оленеводов-частников;
-  выполнение продовольственной программы по сдаче мяса;
- исполнение пункта о создании малых форм хозяйствования для оленеводства в соответствии с протоколом Губернатора ЯНАО и многое другое.
Объединение оленеводов-частников в малые формы хозяйствования рассматривается в двух видах это:
1) создание общин и
2) создание ИП, ООО или ЗАО.
 
       Рассмотрим первый вариант, объединение оленеводов-частников в Общины.
    Он является самым распространенным в нашем округе, в том числе в нашем Ямальском районе. Нам район является большим, семь населенных пунктов – Яр-Сале, Сюнай-Сале, Панаевск, Салемал, Новый-порт, Мыс-Каменный, Сеяха.
У себя в районе, мы словно разделяем свой полуостров  по тундрам – Ярсалинская, Панаевская и Сеяхинская тундра.
         Начну с Ярсалинской тундры, где количество общин многочисленно, их не буду перечислять, остановлюсь на самой  крупной община Харп с поголовьем оленей 75.000 голов. Остальные функционируют в большинстве случаев на «бумаге». Фактического производственного существования не видно. Эти малые организации проводят сдачу продукции через крупные общины, близкие по территориальному расположению.
Ярсалинской тундра, является очень перенаселенной по численности тундровых жителей, и с меньшим количеством оленей, в среднем на 1 семью от 100 до 150 голов. При этом он страдает в экологическом и техногенном плане,
          - ежегодно утрачивает кормовые запасы для выпаса поголовья,
        - от природных катаклизмов, так как обледенение пастбищ (2013-2014 год, погибло порядка 30% поголовья) и различного вида заболеваний животных, начиная от бруцелеза, легочных заболеваний и заканчивая сибирской язвой.
         При этом расположение промышленных предприятий ТЭК, также воздействует на ведение оленеводства.
       Многоленных хозяев осталось очень немного, их в принципе не больше десятка семей, имеющих потенциал создания малых форм хозяйствования, от 1.000 до 2000 голов.
      И поэтому в настоящее время одна крупная община в Ярсалинской тундре объединяет в период забойной компании мелкие общины и проводит централизованный забой в осенне-зимний период. Это положительно сказывается как на самой общине, так и для перерабатывающего предприятия.
 
      Наибольшая перспектива имеется в Сеяхинской и Панаевской тундре. На этих территориях проживают частные семьи с поголовьем на 1 собственника (не на семью!) от 400 до 600 голов, а в северной части района от 600 до 900 голов.
 
        Давайте рассмотрим варианты бюджета общин, с поголовьем от 1000 до 17000 голов оленей.
    Бюджеты представлены экономичными, приведены только основные затраты это оплата за реализованную продукцию через общину, незначительные расходы по аренде кабинета, коммунальные расходы, банковские услуги и управленческие расходы, на связь, канцелярские расходы и прочие затраты.
      Как видно, общая доходность общин по вариантам, может составлять от 1.395 тыс. руб. до 23.887 тыс. руб. Это государственная субсидия на 1 кг реализованного мяса в размере 100 руб. на 1 кг, и выручка от реализации мяса в размере 80 руб. на 1 кг мяса, в общей совокупности доход может составлять 180 руб. (с лапами) на  1 кг реализованного мяса.
      Рассмотрим, производственную себестоимость/затраты могут составляют от 2.043 тыс. руб. до 24.545 тыс. руб.
   Заметьте, здесь не учитываются важные затраты на ведение хозяйственной деятельности – расходы на ветеринарные услуги, расходы на спутниковую связь в случае экстренных вызовов, расходы на топливо, запасные части и приобретение основных средств.
       При любой численности поголовья оленей, а в нашем случае аналитика берется с распространённым малым поголовьем   от 1000 до 17.000 голов – заведомо на начальном этапе открытия уже будет убыточной. Посмотрите на финансовый результат, это постоянный убыток в пределах минут 650 тысяч. Фактически убытки превышаются в разы.
         Действующим малым общинам не хватает средств, на оплату за сданную продукцию членам общины, они часто расплачиваются частями со своими оленеводами в течении следующего года, оплату социальных налогов, не говоря уже о банковских услугах, затрат на ветеринарные услуги, ГСМ и прочие затраты.
       Действующая государственная поддержка в виде субсидий с АПК (100 руб. на 1 кг мяса и выручка от реализации мясо на 1 кг от 50 до 80 руб., а в общей совокупности максимально 180 руб. на 1 кг реализованного мяса в убойном весе), является очень низкой.
        От этого происходит и такая ситуация, что общины не успев открыться, в следующий год уже становятся убыточными.
        В принципе, они никогда не смогут быть прибыльными и обречены на банкротство.          Поэтому они и закрываются и будут закрываться.
       Не раз говорилось руководителями общин – что нужно пересматривать государственное субсидирование и не должно быть уравниловки для всех общин в округе - субсидия 100 руб. на 1 кг мяса.
     Крупные общины с объемами сдачи 350 тонн и малые общины с 30 тоннами – не должны быть уравненными, так как работают по разному. Здесь играет роль, и территориальность,  многие хозяйства проводят пастьбу оленей от 800 до 1000 км, с севера на юг, сохраняя свое поголовье и сдавая качественное мясо, проводя за свой счет ветеринарные мероприятия. Одновременно проводя организационные  вопросы, соблюдая и маршруты каслания, и чтобы никого не обидеть, и в том числе подготавливаясь к забойной компании. А другие могут стоять на месте годами на территории 200 км, ничего не делая, и также получать аналогичную господдержку.
      Поэтому наверное, в Ямальском районе, сложилась такая обстановка, что забой оленей проводятся мелкими общинами, через крупные общины и стабильно функционировать общины могут  при массовом забое 300-350 тонн.
       Имея такое количество оленей, они выигрывают большими объемами, как в нашем случае община Харп,   ежегодные объемы оленеводческой продукции (вместе взятых трех муниципальных предприятий) 300-350 тонн.
      Это конечно хорошо, решается продовольственная программа района и один раз год оленеводы могут получать единовременно хорошие денежные суммы за реализованную продукцию. Но не все же организации так смогут работать, пора уже что-то менять. И инициатива должна идти централизованно от всех руководителей от общин, не так как на деле – один в поле не воин.
     Крупные общины, так же страдают от недостатка денежных средств на развитие своего хозяйства, не хватает средств на топливо, плановые ветеринарные услуги и т.д.
      И главное, общины не имеют трудовых отношений со своими оленеводами, а это и пенсионный стаж и социальные выплаты. Если бы размер государственных субсидий был вдвое выше, они бы функционировали также как малые предприятия в форме ООО или ЗАО.
 
       Про муниципальные оленеводческие предприятия.
     В свою очередь, муниципальные оленеводческие предприятия, получая достаточную государственную поддержку, в настоящее время утратили свою хозяйственное существование. Объясню, ранее в советское время при государственных предприятиях были и молочно-товарные фермы, зверофермы, пошивочные мастерские, они могли заниматься закупочной деятельностью (которую сейчас запретили) и вся заработанная выручка распределялась равномерно на все подразделения в хозяйстве. Получалась безубыточность производства, хозяйство развивалось, обеспечивалась занятость сельского населения.    
      В советское время тоже существовали свои форс-мажоры, массовые падежи оленей от гололеда и заболеваний, но совхозы все равно выполняли высокие показатели по сдаче мяса. Они проводили масштабную закупочную деятельность через частных лиц оленеводов и торгово-закупочных организаций потребсоюза. Все это корректировалось в оборотах стадах как производство мяса оленей в живом весе. Это с экономической и производственной стороны было не плохо. Сейчас это запретили. И общую хозяйственную деятельность в муниципальных предприятиях нельзя исправить. Хотя можно было бы.  И предприятие возможно не страдало бы об наличия ежегодной бухгалтерской убыточности.
     Сейчас на муниципальных предприятиях осталось только оленеводство, и в придачу к ним обслуживающие подразделения, такие как содержание факторий и механические цехи для поездок в тундру.
   В дальнейшем мы, как производственные аналитики движемся к тому, что из муниципальных предприятий будут создаваться общины, или малые предприятия оленеводов в виде общин или ООО. Конечно мы этого не хотим, но все к тому идет.
 
       Второй вариант
       Объединение оленеводов-частников в малые предприятия в виде ИП, ООО или ЗАО с  численностью поголовья оленей от 9.000 до 17.000 голов.
       Бюджеты малых предприятий также представлены экономичными,  только основные затраты это оплата труда наемных работников, не большие расходы по аренде кабинета, коммунальные расходы, банковские услуги и управленческие расходы.
     По оценочным показателям, стабильное производство и развитие с/х деятельности сможет осуществить только средняя или большая организация с численностью частного поголовья оленеводов от 9.000 до 17.000 голов оленей.
       Малая организация оленеводов с поголовьем частных оленей ниже 9.000 голов будет являться в современных рыночных условиях не конкурентоспособной и убыточной.
        У такой частной организации
         - объемы сдачи оленпродукции от частного сектора в период забойной компании легко не напрягаясь может составить от 70 тонн до 133 тонн;
          -  объемы сдачи побочной с/х продукции – ценных субпродуктов (языки, сердца, кровь); оленьих лап от 7.714 до 14.571 штук, шкур для переработки от 2.500 до 4.800 штук и от 2 до 5 тонн пантов и рога-лом.
             - частное тундровое население сможет включиться в общественную и социальную жизнь района, станет наиболее активным.
             Как видно, общая доходность общин по вариантам, может составлять от 1.535 тыс. руб. до 26.281 тыс. руб. Это государственная субсидия на 1 кг реализованного мяса в размере 100 руб. на 1 кг, и выручка от реализации мяса в размере 180 руб. на 1 кг мяса, субсидия 100 руб. на 1 голову.
        Производственная себестоимость составит от 3.419 тыс. руб. до 25.351 тыс. руб.
        Здесь также не учитываются важные затраты на ведение хозяйственной деятельности – расходы на ветеринарные услуги, расходы на спутниковую связь в случае экстренных вызовов, расходы на топливо, запасные части и приобретение основных средств.
На малом предприятии, будет действовать трудозанятость, приведена рекомендуемая среднесписочная численность работников при 9.000 голов до 17.000 голов оленей.
Она должна составлять от 41 человек до 71 человек, из них пастухи (при частной норме выпаса 400 голов на 1 пастуха) - от 23 до 43, чумработницы от 15 до 28 человек и штат АУП – от 2 до 3 человек.
    Вновь созданная организация оленеводов в виде ООО или ЗАО будет являться аналогом муниципальных оленеводческих предприятий, только без сопутствующих обременительных крупных подразделений, которые имеются у каждого МОП, оно будет направлено только на производство качественной оленпродукции в живом весе и сохранению этносоциальной составляющей жизни КМНС.
      ООО или ЗАО также будет проводить зооветеринарные мероприятия,  зоотехнический учет и отчетность (обороты стада по бригадам, акты отёльности, акты просчета яловых важенок, провизоры на сдачу мяса в продовольственную программу, маршруты каслания, согласованные с муниципальными оленеводческими предприятиями и общинами).
    В целях получения государственной поддержки малое предприятие должно подавать заявки на окружные субсидии в Департамент АПК, торговли и продовольствия ЯНАО и получать их по 2 направлениям - на содержание и выпас поголовья и на производство и реализацию мяса. В это случае получение окружных субсидий может составит от 7.265 тыс. руб. до 13.722 тыс. рублей. Дополнительным доходом пойдет и получение выручки от реализации продукции в размере от 6.649 тыс. руб. до 12.559 тыс. рублей.
   Общий доход малого предприятия может составить 13.914  тыс. руб. до 26.281 тыс. рублей.
    Финансовый результат составит от 136 тыс. руб. до 931 тыс. руб.
 
     Расходная часть малого предприятия должна быть изначально сформировано грамотно на основании сметы доходов и расходов, с учетом получения с/х выручки и государственных субсидий и оплаты заработной платы и налогов, прочих затрат.
   В Ямальском районе зарегистрирована большая часть частного тундрового населения с малым количеством оленей от 50 до 100 голов. В этом случае, «многооленным» держателям поголовья рекомендуется привлекать к выпасу своего большого стада – «малооленных» пастухов за определенную плату, по договору. На практике, этот метод хозяйствования происходил всегда и в дальнейшем будет развиваться.
  Трудовые отношения между «многооленным и малооленным» должны быть оговорены сразу при составлении договора найма, желательно по индивидуальной схеме -  определенный процент денежных средств за выпас оленей в течении года, активное участие в производстве и определенный процент от выручки забоя оленей в конце года, все это должно выплачиваться в виде оплаты труда.
 
   Также, данная малая организация может заниматься централизованным сбором пантов- рога лом, заниматься сбором дикоросов, пошивом нюков, хозяйственной утвари для оленеводов. Работы очень много.
    Конечно же, для этих видов деятельности необходимы инвестиции. Для производства и реализации пантов, сбора дикоросов, необходима закупка или аренда транспорта, холодильного оборудования, мобильный цех для сушки и найм сезонных работников. Эти виды деятельности можно проводить на факториях, (фактории обычно закреплены за МОП или за частными предпринимателями).
   За инвестициями можно обратиться в Администрацию района на грантовую поддержку, как начинающий предприниматель так и по приоритетному направлению. Или попросить займ, для этого существует фонд финансовой поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса в ЯНАО (г. Салезард). Можно взять Микрозайм на развитие и открытие бизнеса от 300.000 руб. и выше, ставки кредитования от 7% и выше.
    В итоге сравнивая, две формы хозяйствования – община или малое предприятие, потенциал развития имеется только у малой организации ООО или ИП с численностью поголовья 9000 голов, так как государственная поддержка более менее имеется, это господдержка на содержание поголовья 93 руб. на 1 голову, производство мяса 100  руб. на 1 кг мяса  получением выручки от реализации мяса от из расчета минимального 80 руб. на 1 кг мяса.
   Общинам перспективы развития при минимальной госсподдержке очень мало, нормально они могут работать, только объединяя поголовья оленей от 50000 голов в период забойной компании. И разработка дифференцированных ставок субсидий на мясо и желательно на выпас поголовья. В этом случае они смогут работать без убытков и при малом количестве поголовья.
1
2
3
  4
  

   50001

 

50002

50003

50004

50005

50006

50007

50008

50009

50010

50011

50012

50013

50014

50015

50016

50017