Ямало-Ненецкий автономный округ,
Ямальский район, с.Яр-Сале, ул. Федорова
e-mail.ru: vihnya@mail.ru

8 (908) 861-15-63

Малый бизнес на Ямале. Создание малых форм хозяйствования в оленеводстве

Паскару Ольга А. с. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО
    Объединение оленеводов-частников в малые формы хозяйствования в Ярсалинской тундре является перспективным мероприятием, которое позволит решить многие задачи в районе:
         - обеспечение трудовой занятости оленеводов-частников;
         -  выполнение продовольственной программы по сдаче мяса;
          - исполнение пункта о создании малых форм хозяйствования для оленеводства в соответствии с протоколом Губернатора ЯНАО и многое другое.
  По оценочным показателям ведений хозяйствования оленеводческих предприятий в районе, стабильное производство и развитие с/х деятельности сможет осуществить только средняя или большая организация субъекта малого предпринимательства в виде ЗАО или ООО с численностью частного поголовья оленеводов от 8.000 до 17.000 голов оленей. Малая организация оленеводов с поголовьем частных оленей ниже 8.000 голов будет являться в современных рыночных условиях не конкурентоспособной и убыточной.
       Объединение оленеводов-частников в малое предприятие виде ООО или ЗАО с численностью поголовья от 8.000 голов до 17.000 голов оленей, позволит
         - решить острую проблему безработицы в тундровой местности;
         - повысит доходы тундрового населения;
     - увеличит объемы сдачи оленпродукции от частного поголовья в период забойной компании от 72 тонн до 159 тонн;
     - увеличит объемы сдачи побочной с/х продукции – ценных субпродуктов (языки, сердца, кровь); оленьих лап от 11.520 до 24.480 штук, шкур для переработки от 6.000 до 15.000 штук, от 2 до 5 тонн пантов и рога-лом.
    - частное тундровое население сможет включиться в общественную и социальную жизнь района, станет наиболее активным.
        Рекомендуемая среднесписочная численность работников при 8.000 голов до 17.000 голов оленей - должна составить от 29 человек до 60 человек, из них пастухи (при частной норме выпаса 300 голов на 1 пастуха) - от 27 до 57 человек и штат АУП – от 2 до 3 человек.
       В идеале, вновь созданная организация оленеводов ООО или ЗАО будет являться аналогом муниципальных оленеводческих предприятий, только без сопутствующих обременительных крупных подразделений, которые имеются у каждого МОП, оно будет направлено только на производство качественной оленпродукции в живом весе и сохранению этносоциальной составляющей жизни КМНС.
    ООО или ЗАО также будет проводить зооветеринарные мероприятия,  зоотехнический учет и отчетность (обороты стада по бригадам, акты отёльности, акты просчета яловых важенок, провизоры на сдачу мяса в продовольственную программу, маршруты каслания, согласованные с муниципальными оленеводческими предприятиями и общинами).
      В целях получения государственной поддержки ООО или ЗАО может ежегодно подавать заявки на окружные субсидии в Департамент АПК, торговли и продовольствия ЯНАО и получать их по 2 направлениям - на содержание и выпас поголовья, на реализованное мясо.
  При среднегодовом поголовье от 8.000 голов до 17.000 голов оленей, реализация мяса в убойном весе может составить от 72 тонн до 159 тонн, а получение окружных субсидий на развитие деятельности от 9.363 тыс. руб. до 19.897 тыс. рублей.
     Расходная часть малого предприятия должна быть изначально сформировано грамотно на основании сметы доходов и расходов, с учетом получения с/х выручки и государственных субсидий и оплаты заработной платы и налогов, прочих затрат.
  Как говорилось ранее, эффективнее создавать форму хозяйствования со среднегодовым поголовьем - 8.000 голов оленей и выше, в этом случае предприятие сможет и получить более высокие ставки субсидий на поголовье и мясо,  сдавать больше продукции и выплачивать пастухам достойную оплату труда со средним ФОТ от 35.000 рублей до 40.000 рублей на 1 пастуха.
    В районе зарегистрирована большая часть частного тундрового населения с малым количеством оленей от 50 до 100 голов, в этом случае, «многооленным» держателям поголовья рекомендуется привлекать к выпасу своего большого стада – «малооленных» пастухов за определенную плату. На практике, этот метод хозяйствования происходил всегда и в дальнейшем будет развиваться.
   Трудовые отношения между «многооленным и малооленным» должны быть оговорены сразу при составлении договора найма, желательно по индивидуальной схеме -  определенный процент денежных средств за выпас оленей в течении года, активное участие в производстве и определенный процент от выручки забоя оленей в конце года, все это должно выплачиваться в виде оплаты труда.
     В дальнейшем, ООО или ЗАО может активно участвовать в муниципальных и окружных конкурсах на получение грантовых поддержек для субъектов МСП, пользоваться микрозаймами, лизингом, поручительством Фонда финансовой поддержки для субъектов МСП ЯНАО.
   Со стороны администрации района, рекомендуется создать Организацию, занимающейся консультационной и информационной поддержку для субъектов МСП, в том числе для начинающих оленеводов-частников. Для получения консультации в части создания ООО или ЗАО, составления производственно-финансового плана для с/х предприятий, налоговой и бухгалтерской отчетности, отчетности в ПФР, ФСС, Росстат, ведение основных документов в хозяйственной деятельности (договор, счет, книга доходов и расходов и т.д.), расчеты с покупателями, трудовые отношения с наемными работниками и т.д.
    Эффективность создания консультационной поддержки для будущих субъектов малого и среднего предпринимательств повлечет за собой:
- рост информированности предпринимателей, молодых людей тундрового населения, безработных о программах и проектах развития государственной поддержки малого бизнеса,
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, желающих открыть собственное дело.
- грамотная подготовка документов в ведении малого бизнеса (организационно-правовая форма, налоговый режим, регистрация и закрытие, бухгалтерская и налоговая отчетность, открытие расчетного счета и т.д.);
 - осведомленность в финансовой, имущественной, консультационной поддержке малого предпринимательства; привлечение заемных средств начинающим предпринимателям у кредитных учреждений региона и условий получения заемных средств;
- проведение экспертизы предпринимательских бизнес-проектов участников по финансовой поддержки «предоставление гранта/субсидии на открытие собственного дела, развитие приоритетного направления», «обеспечение кредитов и займов, лизинга, поручительства субъекта малого бизнеса за счет средств специального фонда»; «погашение за счет государства части процентной ставки по кредитам субъектов малого бизнеса», «начинающий фермер» и многое другое.
         Основные группы, которым необходима консультация :
         - ИП, ЗАО, ООО, крестьянско-фермерские хозяйства, общины КМНС;
         - студенты, учащиеся и работающая молодежь в возрасте от 18 до 30 лет;
         - незанятые (безработные) жители сельских поселений, тундровое население района;
         - незанятые (безработная) молодежь в возрасте от 18 до 30 лет;
         - школьники и учащиеся в возрасте от 12 до 18 лет.
        Подведя итоги, можно сказать, малые формы хозяйствования и объединение оленеводов частников уже распространены в Ямальском районе (особенно в Сеяхинской и Панаевской тундре, в Ярсалинской тундре – община Харп), малое количество из них эффективно функционируют, но большинство организаций не видно, так как «работают» они на бумаге, фактического производственного существования не видно.
        Основная проблема закрытости – неумелое руководство в части финансовой и производственной деятельности, отсутствие трудовых отношений с персоналом, безграмотность в налоговых, юридических вопросах и многое другое. А для развития северного оленеводства и сохранения традиционного уклада жизни оленеводов даже с учетом газовых предприятий и оскудением пастбищ есть всё.
  Примерный
БИЗНЕС-ПЛАН
МАЛОГО ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 
    Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9 Вариант 10
1 Производство оленпродукции                    
  Среднегодовое поголовья     17 600      17 000       15 000      12 000        10 000        8 000        5 000        3 000       2 000         1 000  
  Деловой выход телят       7 568        7 310         6 450        5 160          4 300        3 440        2 150        1 290          860            430  
  Выходное поголовье     25 168      24 310       21 450      17 160        14 300      11 440        7 150        4 290       2 860         1 430  
  План выращивания в ж.в. с учетом прироста, цн       3 179        3 070         2 709        2 167          1 806        1 445           903           542          361            181  
  Продажа государству, голов       6 336        6 120         5 400        4 320          3 600        2 880        1 800        1 080          720            360  
  План выращивания в уб.в.          159           154            135           108               90             72             45             27            18                9  
2 Производство побочной оленпродукции                    
  Лапы оленьи, штук     25 344      24 480       21 600      17 280        14 400      11 520        7 200        4 320       2 880         1 440  
  Шкуры, штук     20 275      19 584       17 280      13 824        11 520        9 216        5 760        3 456       2 304         1 152  
  Панты, тонны                    
2 Рекомендуемый штат работников ООО, ЗАО            62             60              53             43               35             29             19             12              9                5  
  Среднесписочная численность оленеводов по норме (пастухи)            59             57              50             40               33             27             17             10              7                3  
  Штат АУП (директор, бухгалтер, зоотехник; остальные работники привлекаются на сезон)              3               3                3               3                 2               2               2               2              2                2  
3 Бюджет малого предприятия (примерный)                    
  Доходы     45 109      43 571       38 445      30 756        25 630      20 504      12 815        7 689       5 126         2 563  
  Государственная поддержка АПК (ориентировочно)- всего     20 599      19 897       17 556      14 045        11 704        9 363        5 852        3 511       2 341         1 170  
  на содержание поголовья (выпас), тыс. руб.       2 482        2 397         2 115        1 692          1 410        1 128           705           423          282            141  
  на реализованное мясо (уб.вес), тыс. руб.     18 118      17 500       15 441      12 353        10 294        8 235        5 147        3 088       2 059         1 029  
  Выручка - всего, тыс. руб.     24 510      23 674       20 889      16 711        13 926      11 141        6 963        4 178       2 785         1 393  
   от реализации мяса, тыс. руб.     15 893      15 351       13 545      10 836          9 030        7 224        4 515        2 709       1 806            903  
  от реализации лап, тыс. руб.       7 603        7 344         6 480        5 184          4 320        3 456        2 160        1 296          864            432  
  от реализации шкуры, тыс. руб.       1 014           979            864           691             576           461           288           173          115              58  
4 Расходы     40 780      39 532       35 012      28 132        23 348      16 952      11 492        6 916       4 350         2 500  
  Заработная плата     29 600      28 640       25 440      20 640        16 960      12 040        7 840        4 320       2 808         1 600  
  Социальные отчисления       8 880        8 592         7 632        6 192          5 088        3 612        2 352        1 296          842            480  
  Аренда кабинета (на примере МОП) 300 300 300 300 300 300 300 300 300 300
  Управленческие расходы 1000 1000 820 500 500 500 500 500 200 30
  Ветеринарные мероприятия 1000 1000 820 500 500 500 500 500 200 90
5 Финансовый результат       4 329        4 039         3 433        2 624          2 282        3 552        1 323           773          776              63